1.Организационная структура при организации инклюзивного образования
В разработке, ресурсном обеспечении, реализации и корректировке результата инклюзивного образования в Междуреченском муниципальном районе участвуют: отдел образования администрации Междуреченского муниципального района, МКУ ММР «ИРМ ЦООО».
Управление образования администрации Междуреченского муниципального района:
- координирует деятельность МБОУ по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного и начального общего образования;
- проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования;
- осуществляет координацию действий различных ведомств, социальных институтов;
- определяет МБОУ, в которых организуется инклюзивное образование для лиц с ОВЗ;
- принимает решение об открытии в МБОУ( классов) групп, реализующих адаптированные образовательные программы для лиц с ОВЗ;
- оказывает консультационное сопровождение по организационно-управленческим аспектам;
- инициирует и организует проведение мероприятий, направленных на формирование культуры принятия особого ребенка и толерантного отношения к нему; информирования населения об образовательных услугах, предоставляемых всем детям с ОВЗ, о специфике инклюзивного образования и имеющихся ресурсах его реализации; поддержки и тиражирования успешных практик образования обучающихся с ОВЗ на территории Шатурского муниципального района;
- анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного образования;
- осуществляет в пределах своих полномочий контроль за деятельностью МБОУ по вопросам соблюдения прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного доступного и качественного общего и дополнительного образования;
- управляет изменением образовательной парадигмы, совершенствованием инклюзивного процесса с использованием современных достижений науки и практики.
МКУ ММР «ИРМ ЦООО ( методический центр)»:
- организует методическое сопровождение инклюзивного образования в МБОУ;
- организует и проводит мероприятия по обобщению и распространению педагогического опыта в реализации инклюзивного образования: семинары, круглые столы, мастер-классы, конференции и т.п;
- обеспечивает выполнение заявок МБОУ на повышение квалификации педагогических и руководящих работников по вопросам инклюзивного образования.
- приглашает специалистов и организует проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психологическом развитии детей;
- оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам МБДОУ по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе по вопросам разработки адаптированных образовательных программ, коррекции нарушений развития детей;
МБОУ:
- самостоятельно разрабатывает и утверждает положение об инклюзивном образовании;
- разрабатывает и утверждает адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ;
- реализует адаптированные образовательные программы, обеспечивающие совместное обучение лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития;
- организует и реализует внеурочную и (или) досуговую деятельность обучающихся с ОВЗ с учетом психофизиологических особенностей развития, а также их интересов и пожеланий родителей (законных представителей);
- осуществляет личностно-ориентированный, индивидуальный, дифференцированный подход в комплексе с коррекционно-развивающей работой для удовлетворения социально-образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, создают условия для социализации детей с ОВЗ;
- проводит мероприятия по формированию благоприятного психологического климата для обучающихся с ОВЗ в МБОУ;
- формирует и направляет в МКУ ММР «ИРМ ЦООО» заявку на повышение квалификации педагогических и руководящих работников по вопросам инклюзивного образования;
- обеспечивает необходимые условия по созданию безбарьерной образовательной среды: оснащение МБОУ специальным, в том числе учебным, компьютерным и другим оборудованием;
- взаимодействует в рамках своей компетенции с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам сопровождения лиц с ОВЗ и их семей;
- осуществляет контроль за освоением обучающимися с ОВЗ образовательных программ.
III. Организация инклюзивного обучения
Инклюзивное образование детей в МБОУ может быть организовано:
- посредством совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ в группе комбинированной направленности;
- посредством открытия группы компенсирующей направленности;
- посредством открытия группы оздоровительной направленности;
- через предоставление услуг дошкольного образования в вариативных формах (посредством открытия группы кратковременного пребывания, консультативного пункта, центра игровой поддержки ребенка и др.).
По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны следующие модели инклюзии:
- полная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в сопровождении ассистента, либо тьютора) посещают МБОУ наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, обучаются по адаптированной образовательной программе в соответствии с учебным планом, могут посещать кружки, клубы, мероприятия, праздники, развлечения. В этом случае коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации индивидуальных и групповых занятий, а также применения дифференцированного подхода при организации образовательной деятельности;
- частичная инклюзия – обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам организованной образовательной деятельности) с индивидуальными занятиями, участвуют в режимных моментах, праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. Они могут посещать кружки, мероприятия, если это не противоречит рекомендациям психолого-педагогической комиссии;
- точечная инклюзия – когда ребенок с ОВЗ включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
Выбор формы образовательной интеграции в процессе организации инклюзивного образования детей с ОВЗ зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, уровня готовности ребенка к интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в МБДОУ являются:
- создание адаптивной среды;
- повышение квалификации педагогических и руководящих работников;
- создание педагогического консилиума для организации педагогического и социального сопровождения ребенка с ОВЗ.
Прием обучающихся с ОВЗ в МБОУ для обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося ( воспитанника). При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося ( воспитанника) формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
Решение о создании в МБОУ групп инклюзивного образования принимается отделом образования Междуреченского муниципального района на основании ходатайства руководителя образовательного учреждения.
Ходатайство МБОУ должно содержать:
- список обучающихся для зачисления в группу инклюзивного образования;
- копии заявлений родителей (законных представителей) обучающихся об организации обучения по адаптированной образовательной программе в условиях инклюзивного образования (в отдельной группе), либо совместно с другими обучающимися (без ограничений в здоровье);
- копии заключений психолого-медико-педагогической комиссии на каждого ребенка;
- подтверждение наличия в МБОУ специальных условий для получения образования обучающимся с ОВЗ с учетом сложности структуры нарушения и образовательных потребностей каждого ребенка.
Сведения об организации инклюзивного образования в МБОУ ежегодно передаются в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию.
Этапы реализации инклюзивного образования в МБОУ:
Предварительный этап:
- предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей (законных представителей);
- определение модели инклюзивного образования;
- определение воспитателя(ей) и группы, в которую зачисляется обучающийся с ОВЗ;
- определение специалистов, для осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых специалистов – привлечение дополнительных ресурсов);
- заключение договора с родителями (законными представителями) и зачисление обучающегося с ОВЗ в МБОУ;
- разработка адаптированной образовательной программы МБОУ.
Диагностический этап:
-устанавливается на первые три месяца с момента начала обучения в инклюзивной форме;
-организация диагностической работы учителя(воспитателя) и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение возможностей и дефицитов обучающегося с ОВЗ;
- по истечении диагностического периода педагогический консилиум выносит заключение о возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии. Данное заключение утверждается решением педагогического совета;
- в случае отрицательного заключения педагогического консилиума ( с учетом медико – психолгоического заключения) руководитель МБОУ информирует о принятом решении родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ;
- вопрос об определении дальнейшего образовательного маршрута и оптимальной формы получения общего образования для ребенка с ОВЗ на данном этапе обучения решается на заседании территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
Основной этап:
- корректировка адаптированной образовательной программы МДОУ в соответствии с выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам диагностического периода;
- реализация адаптированной образовательной программы;
- мониторинг реализации адаптированной образовательной программы.
IV. Организация образовательной деятельности при инклюзии
- Общая наполняемость группы и количество обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии, а так же численность обучающихся в отдельной группе для детей с ОВЗ определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с установленными требованиями СанПиН.
- Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида.
- Адаптированная образовательная программа реализуется с учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
- При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
- Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных занятий и организованной образовательной деятельности, которое определяется МБОУ в соответствии с установленными требованиями СанПиН.
- Режим работы при оказании услуг инклюзивного образования определяется МБОУ самостоятельно с соблюдением норм СанПиН.
-Адаптированные образовательные программы реализуются МБОУ как самостоятельно, так и посредством сетевой формы их реализации.
- Комплексное педагогическое и социальное сопровождение, динамическое наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется педагогическим консилиумом МБОУ.
-Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
V. Финансирование инклюзивного обучения
-Финансирование МБОУ, осуществляющего инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
- Размер доплат и надбавок педагогам, осуществляющим коррекционную работу, устанавливается МБОУ самостоятельно.